Blue Flower

IMG 8577Масленичная неделя в церкви во имя святителя Николая Чудотворца   поселка Исток (Уралниисхоз) завершилась очередным детским праздником. В преддверии Великого поста после богослужения отец Кирилл произнес наставление, в котором рассказал о смысле и сути великопостной аскезы, а затем дети Воскресной школы при организации преподавателей Маргариты Викторовны и Лидии Анатольевны представили небольшой концерт.

Подобные праздничные мероприятия, как правило, собирают немало детей и взрослых. Ведь если праздник не только светский, но и церковный и духовный, то он всегда двойной и поэтому более радостный и полноценный.

Как человек состоит из души и тела и не может радоваться только материальному - так и при отсутствии некоей духовной составляющей человеку как бы чего-то не хватает. Не поэтому ли безудержного и бурного веселья на нынешних праздниках порой бывает «через край», а душевной радости после этого остается мало. «…Хлебаю я колодезную воду, чиню гармошку, а жена корит» - пел незабвенный Владимир Высоцкий о послепраздничной  депрессии.

 Бывает, иногда все кругом сверкает в огнях и фейерверках, но все же «чего-то не хватает». А не хватает именно той возвышенной и доброй духовной радости, которая в нынешних условиях может обретаться, наверное, только в церковной атмосфере.

Только в духовной церковной атмосфере может появиться ощущение и переживание присутствия «нетварного света», который в обычном земном мире невидим, но, тем не менее, пронизывает всех и вся. «СвятымДухомвсякадушаживитсяи чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне», - поется в Степенном Антифоне 4-го гласа. И эти загадочные таинственные слова сокровенной неземной гимнографии можно понять не столько умом, сколько принять и пережить душой и сердцем.

Эти слова вполне определенно, ясно  и адекватно воспринимались в древности, когда в признании наличия невидимого духовного мира не было никаких проблем. Когда от прямого и непосредственного общения Адама и Евы с Богом прошло еще не так много времени.

Для поиска и возобновления восприятия тех прошлых древних тайн в настоящее время проводятся всевозможные церковно-археологические поиски (католики копают в Палестине, православные в Новгороде и т.п.), чтобы попытаться понять и вернуть то былое, что было утеряно. Но пока  получается плохо - мир проще и добрее не становится. Но в любом случае  нужно стремиться понять прошлое духовное наследие.  И в любом случае если человек не будет славить своего Создателя церковной (соборной) молитвой, то ему всегда будет чего-то не хватать и «неизвестно от чего» он  будет страдать.  

Насколько отсталой и надуманной казалось, была прежняя советская идеология, но и она иногда приносила людям некое вдохновение (сама мысль о возможности некоего земного идеала). Хотя утопической и однобокой (на «одной ноге» и на «одном крыле»), но все же это была для многих заветная мечта и некий «свет в конце тоннеля».

Религия же понятие несравнимо более глубокое, многомерное и сакрально-возвышенное. Важно только правильно это понять и не путать религиозное мировосприятие с предрассудками и суевериями (дорассудочным восприятием и суетной верой), псевдо фанатизмом и политиканством, кликушеством и различными снами-приметами.

Важно понять, что Своим приходом Богочеловек даровал возможность соединения в каждом человеке земного и небесного. С Его приходом все люди призваны стать братьями, поскольку теперь уже нет ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, «но все и во всем Христос» (Кол.3,11).  В наше время на генетическом уровне доказано, что весь человеческий род произошел от одной пары – Адама и Евы. И это признает и большинство российских авраамических (библейских) религий и верований.

Важно понять, что пытаясь побороть свои греховные помыслы и  перестав сердиться, завидовать, раздражаться и т.п., человек тем самым способен соединить в себе небо и землю. Причем соединить «в себе и собой», потому что это может передаваться на все общество, как передавалось во времена Серафима Саровского и Оптинских старцев, живших одновременно  с Пушкиным и Гоголем. Каждый в своей сфере, но общими совместными усилиями они  формировали возвышенную и благодатную атмосферу и культуру того времени.

Таким образом, предстоящая великопостная радость – это, прежде всего мир в душе и радость в сердце. «Поститесь постом приятным» и «не будьте унылы» (Мф.6,16),  - говорится в Писании  и Предании.

Все это, так или иначе, было донесено в проповеди  отца Кирилла и буквально «витало в воздухе» накануне Великого поста. А напоследок перед входом в Великий пост дети Воскресной школы исполнили песни  «Солдатушки браво ребятушки» и «Во кузнице молодые кузнецы». При этом  были организованы и некоторые игры-аттракционы.

IMG 8586

Хотя «солдатушки» были на этот раз без деревянных мечей и картонных доспехов (как это часто бывает), но зато «молодые кузнецы» ковали совсем почти по-настоящему. - В такт песне на радость взрослым и детям ребята дружно забивали в сухие поленья гвозди.

IMG 8579

 

Взрослые улыбались и хлопали в ладоши. С тем, чтобы уже назавтра забыть все это масленичное веселье и со смиренным  молитвенным настроем, с благоговением и сокрушением сердца войти в Великий пост.